Почему ею заслуженно гордится нижегородская яхтенная общественность, рассказывает Леонид Александрович Постнов, ветеран НФПС, мастер спорта СССР, один из авторов книги "Нижегородские паруса":
– Мы должны быть благодарны всем людям, сохранившим яхту «Букан» как живой памятник профессору Михаилу Вениаминовичу Колокольцеву – выдающемуся хирургу, вернувшему к жизни не одну тысячу раненых бойцов, замечательному яхтсмену, заслуженному мастеру спорта СССР, которому 8 марта 2014 года исполнилось бы 110 лет.
О том, как появилась эта яхта в городе Горьком, я узнал в 1966 году во время гонки ветеранов горьковского парусного спорта, организованной по инициативе Г.И. Хонякевича. Ветераны гонялись в национальном классе «М» рулевыми, а экипажи состояли из молодых яхтсменов. В составе экипажа яхты «Фараон» вместе с Олегом Таждиновым мне довелось принимать участие в этой гонке.
Рулевым яхты «Фараон» был заслуженный мастер спорта СССР Михаил Вениаминович Колокольцев, который поведал следующую историю. Оказывается, в конце 40-х годов прошлого века по репатриации из г. Кёнигсберга (Калининграда) в Горький были направлены три швертбота. Один из них, «Букан» – швертбот национального немецкого класса «Н» постройки 1905 года с обшивкой из красного дерева и козырьком вместо рубки – Спорткомитет СССР подарил ему, а два других были переданы в горьковский «Водник» (впоследствии они сгорели при пожаре 1967 года).
На тот момент «Букан» был с парусным вооружением КЭТ, деревянной изогнутой мачтой «гуари» с рельсой и ползунами и длинным деревянным гиком. Грот был хлопчатобумажным. К 1960 году на яхте был установлен бензиновый двигатель 3 л.с., с передачей через прямой вал на винт.
Михаил Вениаминович на «Букане» ежесезонно до 1990 года путешествовал по Волге до р. Ветлуги, где и проводил свой отпуск. К 1990-м годам яхте потребовался капитальный ремонт, и Колокольцев, понимая, что с этим ему не справиться в силу преклонного возраста и состояния здоровья, передал яхту члену Горьковского Центрального яхт-клуба Евгению Татаркину.
Евгений демонтировал двигатель и вал, сделал заново козырек, заменил подгнившую краснодерёвую обшивку, но в силу различных обстоятельств продолжить ремонт не смог и передал яхту члену ГЦЯК Валерию Лаухину. На протяжении двух лет Валерий по разным причинам так и не приступил к ее восстановлению, и передал эстафету своему товарищу по клубу Андрею Молькову.
С этого момента у яхты началась вторая жизнь. Андрей как профессиональный кораблестроитель (выпускник кораблестроительного факультета Горьковского политеха), к тому моменту завершивший строительство яхты «Одесса-200», подошел к ремонту «Букана» со всей тщательностью. Он восстановил теоретический чертеж яхты и подготовил ее рабочий проект, используя самое современное математическое обеспечение в области судостроения (систему «АПИРС», разработанную под руководством А.В. Александрова, также выпускника корфака ГГПИ).
Когда встал вопрос о проектировании парусного вооружения яхты, Андрей обратился ко мне, и совместно мы проработали около 10 вариантов. В результате были приняты следующие решения:
1. В целях безопасности (район эксплуатации – Горьковское водохранилище) и предотвращения попадания воды в деревянный корпус яхта перепроектирована из швертбота в мелкосидящую килевую яхту.
2. Для укрепления деревянных конструкций корпус яхты изнутри оклеен несколькими слоями стеклоткани на эпоксидной смоле.
3 Парусное вооружение – бермудский шлюп, с алюминиевым рангоутом и дакроновыми парусами.
4. Из трех типов киля («Звездника», таллиннского четвертьтонника и 25Р) выбран 25Р, обрезанный на 300 мм.
В связи с отъездом на новое место работы Андрей доверил восстановление яхты своему младшему сыну Александру, который блестяще справился с этой задачей, настелив палубу, выполнив работы по общему расположению и установив рангоут, такелаж и латунное палубное оборудование.