Северо-американское охотничье берестяное каноэ. Построено по чертежам конца XIX века из легендарной книги (библии для всех строителей берестяных каноэ) «The Bark Canoes and Skin Boats of North America» E. T. Adney; Smitsonian institution, Washington 1964
Данный тип каноэ характерен для индейцев племени Атикамек, проживающих в долине реки святого Маврикия в Квебеке и называемого ими Нитаскинан («Наша земля»). Как и другие типы индейских каноэ, было полностью заимствовано европейцами благодаря своим исключительным качествам – невероятная лёгкость, управляемость. Скорость передвижения в сочетании с прочностью конструкции давали возможность передвигаться по мелководью и быстринам рек северо-запада Канады. Использовалось трапперами (охотниками за пушниной) Компании Гудзонова залива вплоть до начала XX в.
«Развитие берестяных каноэ в Северной Америке до прихода белого человека прослежено не удовлетворительно. В отличие от долблёнок, берестяное каноэ – весьма недолговечно и быстро теряет форму (конструкцию) будучи затопленным в болоте или воде (реке, озере), так что имеется мало доказательств (а визуальных источников не осталось вовсе) большого возраста на основе надежных допущений (фактов). Записи о берестяных каноэ, содержащиеся в отчётах первых белых исследователей Северной Америки, содержат удручающе мало деталей, однако они как минимум дают основания считать, что традиция берестяных каноэ уже тогда достигла высокого развития и была продуктом очень долгого периода существования и усовершенствований до контактов с белыми.
Европейцы были поражены фактом, что каноэ были построены из бересты, усиленной лёгким деревянным каркасом. Скорость с которой индейцы могли передвигаться на них также вызывала изумление, как и вес лодок и их заметная прочность в совокупности с большой грузоподъёмностью на мелкой воде.
Первое известное упоминание французами о берестяных каноэ принадлежит Жаку Картье, который сообщает, что видел 2 каноэ в 1535 году».
Каноэ построено молодым мастером традиционных берестяных каноэ Алексеем Рыбаковым, который стал участником «Фонда поддержки и реконструкции и возрождения исторических судов и классических яхт». Более подробную информацию о постройке берестяных каноэ можно узнать, обратившись к мастеру по эл.почте fisher.a.93@mail.ru
Характеристики судна:
- Длина макс.: 3,3м
- Ширина макс.: 0,68м
- Высота борта: 0,3м
- Продольный 2-х мм настил: осина
- Материал корпуса: береста
- Шпангоуты, штевни, спинки и рейки рамы: берёза
- Банки (распорки рамы) и нагели: желтая акация (самая твёрдая древесина Евразии)
- 60м елового корня
- Около 570 стежков
- Герметизация швов: еловая живица с жиром
- Вес: 14 кг