Крейсерская яхта «Утеха»

г. Санкт-Петербург, 1888 год


Приобретена Яхт-клубом Санкт-Петербурга в 2013 году у предыдущего владельца. После тщательно проведенных исследований корпуса выявлено, что восстановление яхты для дальнейшей эксплуатации невозможно. Принято решение провести музеефикацию «Утехи» для сохранения и последующего экспонирования.

Ранние названия:

«Княжна» с 1888 по 1890гг. 

«Крейсер» c 1890 по 1899гг.

«Утеха» c 1899г.

Чертежи:

В.В.Шталь (Молодой член-сотрудник Речного яхт-клуба на 1889 год). Когда он работал на верфи Г.В.Эша к нему приезжал учиться впоследствии известный немецкий яхт-мастер Макс Эртц.

 

 

Владельцы:

Вице-командор СПб Речного Яхт-клуба в 1889 (14 мая) — 1890 гг., князь Владимир Александрович Олсуфьев (действительный член Санкт-Петербургского Речного Яхт-клуба с 1883
года, почетный член с 1909 года, моряк; автор книги «Пособие к управлению парусными судами и плаванию на них, для моряков любителей», инструктор фехтования и вольтижировки, генерал-майор лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка, белогвардеец, умер в эмиграции).

1890 — Хвощинский Аврелий Петрович, ротмистр, адъютант военного министра. Состоял в Мореходных классах СПб Речного яхт-клуба, с 1895 входил в Петербургский парусный кружок.
Вице-командор СПб Речного Яхт-клуба с 1889 по 1890гг. князь В.А. Олсуфьев

1895 — Корнилов Николай Михайлович, директор «Товарищества Братья Корниловы», владелец Фарфорового завода на Полюстровском пр., 85. Посещал СПб Речной яхт-клуб. После Революции оставался в России, работал на бывшем Императорском фарфоровом заводе.

1899 — Гонценбах Александр Карлович. Председатель правления Низинского горно-заводчицкого общества, Директор правления Марвинского свекольно-сахарного и рафинадного завода и Лиговского свекольного завода. Состоял в Петербургская школа плавания под парусом, был действительным членом СПб Речного яхт-клуба и вице-командором Невского яхт-клуба.

После 1910 года Николай Юльевич Людевиг — вице-командор Петроградского Морского клуба, автор книги «Парусный спорт», служил на известном линкоре «Пересвет».

С 1917 по 1922 — была затоплена.

В 1930-х — отреставрирована и перестроена на Морском заводе в Кронштадте. 2005-2013 гг. — Кильдеев А.И. (Кронштадтский яхт-клуб) — выкупил корпус и сохранил яхту для потомков.

1975-2005 принадлежала Кронштадтскому Яхт-клубу. С мая 2013 года — корпус выкупил «Яхт-клуб Санкт-Петербурга».

Стальной 17-тонный тендер «Княжна» В.А. Олсуфьева, построенный по чертежу В.В. Шталя и замечательный по своей внутренней отделке. Эта яхта, переименованная впоследствии в
«Крейсер», а затем в «Утеху», долгое время служила украшением Речного Яхт-Клуба. Записанный с 1888 года в списки Яхт-Клуба тендер «Княжна», положил собою, можно сказать, новую эру в клубном яхтенном судостроении. Постройка этой яхты показала, что конструкторы отрешились теперь от прежних тендеров с прямыми форштевнями и с того времени все более и более стали строится яхты с клиперскими носами и значительно облегченною носовою частью судна. Вообще появление в Яхт-Клубе яхт «Мечта» и «Княжна» дало некоторый толчок развитию парусного спорта и бывшее в то время в Клубе затишье понемногу начало спадать, а через два года жизнь Речного Яхт-Клуба снова во всех своих отраслях, за исключением гребного дела, могла быть отмечена кипучей деятельностью. Парусные гонки с появлением этих новых яхт стали отличаться значительным оживлением и интересом. Число их в 1889 году возросло до 9, а число яхт, принимавших участие в них, доходило до 94, еще небывалого за все существование Речного Яхт-клуба.

Новый Вице-Командор В.А.Олсуфьев с особенным интересом относился к гоночному парусному делу, особенно придавая огромное значение вновь принятому на гонках учету времени. Им была, между прочим, устроена одна сверхпрограммная гонка для всех судов Яхт-Клуба без разделения на обыкновенные классы, а только лишь с разделением на две группы больших и малых яхт.

Результат этих гонок получился довольно интересный, особенно в большом разряде, где первый приз достался наименьшему по размерам «Викингу» Фандер-Флита, затем уже шли «Мечта» и «Норвежец», и только лишь четвертый приз получила большая «Княжна».

По материалам издания, посвященного 50-летию существования Императорского Речного Яхт-клуба «Императорский Речной Яхт-Клуб. 1860-1910»

На сегодняшний день «Утеха» стоит на территории Яхт-клуба Санкт-Петербурга. В архивах и фондах музеев Санкт-Петербурга проводятся исследования и изыскания о постройке «Утехи», её истории, плаваниях и владельцах. Были проведены замеры остаточных толщин корпуса яхты.

Также были проведены работы по сканированию корпуса и созданию фактической модели корпуса в электронном виде (3D-чертеж).

Воссоздан теоретический чертеж яхты. Проведенный анализ материала листов, балок и заклепок показал невозможность их использования в реконструкции яхты.

Ведется работа над проектом «новой Утехи», в точности повторяющий её облик. Планируется провести работы по подготовке и проведению музеефикации «Утехи». 

Строительство "новой" Утехи: 2 000 000 руб., закупка оборудования: 2 000 000 руб.
Музеефикация: 4 000 000 руб.
Ежегодное содержание: 500 000 руб.

Характеристики судна:
  • Длина макс.: 15,9м
  • Ширина макс.: 3,27м
  • Высота борта на миделе: 3,07м
  • Осадка: 2,31м
  • Масса, тонн: 17т
  • Паруса: 2172м²
Крейсерская яхта "Утеха" 1888 - 2014 гг.
Фонд поддержки, реконструкции и возрождения исторических судов и классических яхт

Размер файла: 3,9 МБ

Про «Утеху» 2014 год
Сергей Афонин

Размер файла: 782,0 КБ

Фонд поддержки, реконструкции и возрождения исторических судов и классических

Контакты

адрес

Яхтенный порт «Смоленка»
пр. Крузенштерна 18, стр. 10
г. Санкт-Петербург
Россия

телефон
+7 (812) 324-22-55
e-mail
info@yachtfond.ru

Напишите нам

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с обработкой и хранением ваших персональных данных в соответсвии с нашей политикой конфиденциальности